Как помочь ребёнку стать увереннее

Шаг первый. Разведка

Прежде всего нужно понять причины неуверенности, осознать, а для этого проанализировать, в каких ситуациях она проявляется. Следует составить список ситуаций, в которых ребёнок испытывает сложность. Например, он не уверен в новой ситуации, не комфортно чувствует себя  в незнакомом коллективе, боится  вступить в контакт с незнакомым человеком. Я лично знаю несколько примеров, когда  непреодолимым препятствием становится покупка хлеба в палатке, потому что ребенок стесняется заговорить с продавцом.

Или послушный ребёнок становится агрессивным, когда к родителям приходят гости. Он неприветлив, огрызается, ведет себя эпатажно, убегает, не идет на контакт.

Может, в школе он получает плохую отметку, хотя накануне рассказывал вам весь параграф наизусть, отвечая на все вопросы после него. А в классе он стеснялся выйти к доске и внятно ответить на вопрос учителя. В итоге он предпочёл двойку пяти «минутам славы».

Я привела  разные с первого взгляда ситуации, но они могут быть объединены одной причиной — неуверенностью в себе.  И если ребёнок не может пройти ситуацию самостоятельно – ему нужна Ваша помощь.

Шаг два. Разговор

Начинать разбор психологической проблемы следует всегда с доверительного разговора. Я подчёркиваю – доверительного и подчёркиваю особо — разговора. Мы все считаем, что разговариваем с детьми, но не всегда действительно говорим с ними с психологической точки зрения.

В данном случае не засчитывается разговор на эмоциях после полученной двойки, разговор по дороге в школу, на бегу за завтраком или телефонная беседа.  Равно как это не должен быть  монолог родителя, о том, как надо и не надо поступать. Мы должны стремиться к диалогу по душам в уютной обстановке, когда сам ребёнок настроен на общение. Не привязывайте беседу к какой-то провинности, малыш не должен готовиться к тому, что его будут не ругать.

Ваша задача, как чуткого родителя, — во время  беседы понять, что заставило ребёнка совершить те или иные поступки, что он думал, какие чувства испытывал. При этом в основном говорить должен он. Если ему сложно – можете начать вы: постройте гипотезу, вроде:  «Мне кажется, ты не любишь, когда к нам в гости приходят Ивановы» или приведите вымышленную ситуацию, о том, как Вам в детстве было страшно отвечать перед  доской. Такой приём должен задать доверительный тон общению.

Когда ребёнок делится с Вами своими переживаниями, одобряйте его слова,  кивайте в знак понимания, подтвердите, что и Вам было бы страшно в подобной ситуации. Ваше внимание и доверие к ребёнку – уже первый шаг к тому, чтобы он стал увереннее. Ведь если за ним стоит понимающая мама – то ему уже не так страшно.

Завершите разговор положительным примером о том, как люди, боролись со своей неуверенностью.  Пообещайте ему, что в подобных ситуациях он всегда может делиться переживаниями с вами.

Шаг 3. Смотрим на окружение

Теперь , когда информация от ребёнка получена, можно начать анализировать внешние факторы. Почему именно такие чувства, ощущения возникают у вашего малыша? Сразу скажу, что определённая стеснительность свойственна детям – это нормально. Кто-то активно осваивает мир, стремится к самовыражению, кто-то, напротив, обращён внутрь себя. Это индивидуальные особенности личности, которые надо уважать. Но при этом ребёнку с этими особенностями должно быть комфортно в социальной среде, поэтому некие моменты можно и нужно корректировать.

Итак, после разговора с ребёнком можно разобрать  поведение других участников сложных ситуаций. Возможно, ребёнок ведёт себя неуверенно не вообще, а с определёнными людьми – например, с теми, у кого властный, авторитарный характер.  Он может испытывать страх не перед школой, а только перед определённым педагогом. Тогда  переговорите с учителем. Многие дети боятся устных ответов у доски, особенно, когда педагог строг и задаёт каверзные вопросы. Постарайтесь найти общий язык с преподавателем,  объясните, что проверяете домашние задания ребёнка, уверены в его знаниях и попросите проверять их в письменной форме при возможности.

Важно также посмотреть на собственное поведение: не секрет,  дети впитывают модели действий старших. Как Вы встречаете новые ситуации? Будьте честны с собой: может, Вы тоже отмалчиваетесь в стрессовых ситуациях или перекладываете сложные задачи на родных. Уверенно ли Вы общаетесь с незнакомыми людьми? Если нет – то ребёнку просто не у кого учиться уверенности, и он на подсознании перенимает вашу модель поведения, считая её нормальной и рабочей.

Шаг 4. Помогаем

Родители – авторитет для ребёнка, поэтому ему нужна Ваша поддержка в сложных ситуациях, которые Вы обсуждали в первом шаге. Отправьтесь с ним в магазин, специально пообщайтесь с продавцом, посоветуйтесь в выборе товара – устройте мастер-класс  перед детскими  глазами, чтобы малыш понял, как может быть приятно  общаться с новыми людьми и что, общаясь, покупать приятнее.  Если ребёнок боится говорить по телефону  – звоните чаще при нём по своим делам,  показывая ему модели общения.  Возможно, он действительно не располагает шаблонами поведения.

Если звонок нужно сделать именно ребёнку (например, узнать домашние задание у друга), пропишите с ним разговор на бумаге. Этот приём часто используют менеджеры, работающие с клиентами.

Неуверенность очень часто идёт рука об руку с заниженной самооценкой, поэтому детей надо хвалить и ругать правильно. Хвалить нужно не только и не столько в общем, а за конкретные действия, чтобы они понимали, в чем преуспевают. Например, говорите, что ребёнок молодец, потому что помогает Вам по дому и убирает свою комнату.  Поддерживаете его инициативу: «Умница, что  подготовил интересный реферат».

Ругать  нужно тоже содержательно. Нельзя ругать в общем, чем грешат в школах. Никогда не говорите, что ребёнок — бездарь, неудачник и достался Вам в наказание. Забудьте про это. Правильно ругать за конкретные поступки, избегая отрицаний, которые тоже мы так любим. При этом, критикуя, важно делать акцент на Ваших чувствах и ощущениях. Например: «Мне было неприятно, что ты грубо говорил с моей подругой», «Если ты последуешь моему совету и съешь суп, ты всегда будешь здоров и сможешь гулять с друзьями». Такая форма намного эффективнее, чем привычные: «Не ходи без шапки — заболеешь»; «Зачем я тебя растила – ничего хорошего от тебя не дождешься». Мамы XXI века, забываем про негатив!

И, конечно, надо развивать сильные качества ребёнка, которые будут повышать его самооценку. Обязательно поощряйте те занятия, которые ему нравятся (спорт, танцы, музыка, лепка и т.д.). Даже если Вы не  планируете растить будущего артиста,  уважайте его увлечение и не препятствуйте ему.  Любимое дело приносит положительные эмоции, дарит уверенность, повышает самооценку и помогает легче переносить неудачи.

 

Поделиться: