Культура и антикультура — полярности социализации личности

Человек рождается дважды. Первое рождение — физическое — определяется зачатием, вынашиванием и появлением на свет. Результат первого рождения зависит (во всяком случае, зависел до последнего времени) от генотипа. Второе рождение — социальное — определяется идентификацией, индивидуализацией и персонализациеи человека. Результат второго рождения зависит от социализации. «Социализация — процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества».1 Социализация затрагивает всю личность в целом, все ее стороны; воздействует на развитие всего человеческого потенциала: мировоззренческих, интеллектуальных, эстетических, моральных качеств; волевых, творческих, эмоциональных свойств.

Социализация означает формирование социальной сущности человека, включение его в систему общественных отношений. Процесс социализации всегда индивидуален: каждый человек социализируется избирательно, иначе, чем другие люди; при этом каждая личность формируется в процессе участия в многообразных видах социальной деятельности. Развитая личность характеризуется особым отношением человека к социальной действительности, специфическим развитием способностей, потребностей, а главное — ценностными ориентациями, степенью готовности к социальным действиям и деятельностью в той или иной сфере.

Развитие личности, реализация ее социальных сил осуществляется посредством культуры. Формирование личностных качеств человека связано с освоением им определенной системы культуры. Одной из ведущих функций культуры является функция формирования определенного типа личности, «возделывания» человека путем передачи ему опыта, накопленного предшествующими поколениями. Культура представляет собой концентрированный опыт предшествующих поколений, дающий каждому индивиду возможность усвоить этот опыт и умножить его. Влияние культуры на личность противоречиво. С одной стороны оно содействует приобщению человека к существующим в обществе системам знаний, навыков, принципов поведения. Это усвоение и составляет содержание процесса идентификации личности. С другой стороны, избирательное овладение ценностями культуры обеспечивает индивидуализацию личности, развитие ее неповторимых черт, способностей и дарований. Освоение определенных ценностей, качеств и норм необходимо для человека, стремящегося стать культурным. Однако для действительной культуры личности одного освоения недостаточно. Для этого нужна и реализация накопленного богатства в социальной деятельности человека, в его повседневном поведении и общении с другими людьми, т.е. в процессе персонализации. Культура обеспечивает действительное духовное богатство личности, многообразие разумных потребностей и интересов, что является, в свою очередь, условием для созидания новых культурных ценностей. Таким образом, в процессе освоения ценностей культуры и активного участия в духовном производстве осуществляется на практике процесс восхождения от индивидуального к социальному, а также от социального к индивидуальному. Овладение культурой и самостоятельная творческая деятельность человека по созиданию им ценностей становятся источником его духовного богатства, позволяющего ему реализовать себя как личность. Сегодня, как никогда раньше, очевидно, что человек может совершенствоваться и развиваться благодаря культуре, а культура сохраняет себя и обретает способность к развитию тогда, когда ориентирована на человека, усматривает в нем свою главную цель и свой основной результат.

Не меньшее влияние на процесс становления человека оказывает антикультура. Приобщение индивида и освоение им антикультурных образцов, потребительское, а не творческое отношение к себе и к миру, отсутствие стремления или условий реализовывать свои способности приводит, в конечном итоге, к разрушению основ, на которых возможна кристаллизация культурной личности. В том случае, если в процессе социализации преобладающими факторами, воздействующими на человека и формирующими принципы его деятельности, как «извне», так и «изнутри», являются факторы антикультурного порядка, человек и общество утрачивают способность к совершенствованию, к созиданию культурных артефактов; культура же утрачивает способность к развитию и распространению.

Онтологический подход к определению понятий «культуры» и «антикультуры» позволяет говорить о двух типах этих явлений: индивидуальном и общественном. Что же в процессе социализации является определяющим: культура (антикультура) личности или культура (антикультура) общества. Ответ на этот вопрос имеет два крупномасштабных варианта, которые условно можно назвать вариантом детерминации и вариантом изоморфизма.

Вариант детерминации не предусматривает равноправной двусторонней связи общества и личности в процессе их существования и развития, напротив, постулирует отсутствие сколько-нибудь значимой взаимосвязи между действиями индивида и закономерностями социальных процессов. Социальный детерминизм рассматривает процесс формирования личности как простое усвоение человеком норм, ценностей, стереотипов, предлагаемых ему обществом, снижая, тем самым, или сводя на нет, активную роль человека в процессе формирования и развития и его самого, и общества. Культура и антикультура в данном случае есть лишь результат «разумно» или «неразумно» устроенного общества. Истоком формирования культуры и антикультуры в этих концепциях становится общество. «Отсюда является тот унизительный для человека «гуманизм», который уничтожает доблесть подвига и снимает позор преступления, рассматривая человека как пешку, движимую социальными условиями».1 Тот или иной тип личности, ее перцептивные и когнитивные возможности, варианты поведения, отношения к природе, себе самому и обществу детерминированы обществом в силу того, что общество обладает определенными нормами, транслирует их личности и осуществляет контроль за их соблюдением (социальная обусловленность личности у мыслителей эпохи Просвещения, теория социальной детерминации Э. Дюркгейма). Теория биологической детерминации объясняет свойства и характеристики личности (аффект, потребности, желания, верования, способности и прочее) биологической (физиологической или психической) природой человека (в частности, фрейдистская модель личности, теории психологической антропологии). Согласно теориям биологического детерминизма, социальное поведение личности является итогом целого ряда психических событий, включающих в себя потребности и желания личности, осознанные или бессознательные, многие из которых вступают в конфликт с предписаниями общества, социальными нормами. Такой подход к проблеме взаимосвязи личности и общества приписывает культурное начало личности человеческой природе, а антикультурное — разладу между системой психических импульсов и системой социальных норм (личность может жить в несогласии с собой, с другими, что выливается либо в психические заболевания, либо в отклоняющееся поведение).

 

Поделиться: