Факторы девиантного поведения подростков

При определении проблем становления системы профилактики и преодоления отклоняющегося поведения подростков в современном российском обществе, свое внимание эксперты остановили на следующих аспектах:

— минимальное государственное финансирование системы предупреждения и преодоления девиаций среди несовершеннолетних;

— недостаток профессиональных кадров для работы с детьми в детских учреждениях;

— отсутствие механизмов взаимодействия субъектов системы;

— проблемы координации системы профилактики и преодоелния отклоняющегося поведения несовершеннолетних;

— отсутствие ранней профилактики подростковых форм девиаций.

Выделяя основные проблемы предупреждения девиантного поведения подростков, эксперты в первую очередь отмечают отсутствие должного государственного финансирования этой системы.

До профилактики финансирование как-то не доходит. Потому что есть более насущные проблемы. Например, в нашем стационаре канализацию прорвало, пришлось распустить всех больных, корпус стоит, конечно, не до профилактики. Конечно, главный будет в первую очередь на ремонт деньги бросать любые, с нарушением. Опять же от бедности…

Нехватка материальных средств собственно на профилактические мероприятия во многом обусловлена недостаточным уровнем государственного материального обеспечения учреждений системы профилактики и преодоления подростковых девиаций. А система благотворительности и меценатства в постсоветской России так и не сформировалась.

Разработаны какие-то различные профилактические материалы, методички, плакаты, буклеты, видеофильмы, видеоролики. Очень много это есть в одном экземпляре, мы не можем их размножить. Очень много есть задумок, но мы их не реализуем, потому что смысл какой, все равно размноэюитъ и распространить не сможем. У нас нет ни аппаратуры, ни средств.

Таким образом, у системы предупреждения и преодоления подростковых девиаций отсутствуют средства на воплощение в жизнь конкретных разработанных методик, направленных именно на раннюю превенцию отклоняющегося поведения среди подростков. Кроме того, как отметили все эксперты, заработная плата специалистов сферы предупреждения отклоняющегося поведения несовершеннолетних пока соответствует уровню выживания в современном российском обществе.

Пока не будет изменен механизм финансирования труда в Российской Федерации тем слоям нашего общества, которые обеспечивают жизнеспособность этого общества, и воспитание детей в том числе, ничего не изменится…

Проблема финансирования оплаты труда специалистов, работающих с детьми, занимающихся профилактикой их асоциального поведения, тесно связана и с другой кадровой проблемой, которая, по мнению экспертов, также является существенным недостатком функционирования системы предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения подростков. Здесь речь идет о недостаточном количестве квалифицированных специалистов, прежде всего, в детских образовательных учреждениях. Имея какой-то опыт общения с детьми и подростками, социальные специалисты уходят работать гувернерами в богатые семьи, где есть возможность зарабатывать, в какие-то другие негосударственные образовательные учреждения, в центры реабилитации, где более интересная работа и есть возможность заработков…

В наших образовательных учреждениях профилактическую работу среди подростков проводят психологи и социальные педагоги. В настоящее время каждая школа обязана иметь в своем штате этих специалистов. Однако, как объяснили эксперты, на практике дела обстоят несколько иначе.

Но не каждая школа имеет в своем штате психолога, если имеет, то иногда на полставки. А в школе обучается 800-900 детей. Разве в состоянии психолог поработать действенно со всеми детьми? Конечно, нет…

Не справляется со своими основными обязанностями, по мнению экспертов, и школьный социальный педагог.

Социальный педагог один в среднем на школу. В основном, социальные педагоги в школах — это бывшие учителя. Со специальным социально-педагогическим образованием я не знаю социальных педагогов. К тому же, чтобы получать хорошую зарплату, им приходится брать дополнительные часы. У него шесть уроков в день и остается всего 3 часа. Что он может за это время сделать? Какая может идти речь о работе социальным педагогом или психологом, если им нужно вести уроки, проверять тетради?…

Поделиться: