Перспективы развития БРИКС как межгосударственного объединения нового типа

 БРИКС несмотря на множество скептических прогнозов с каждым днём становится всё более значимым фактором в мировой политике. Ныне идут дискуссии относительно возможностей данного межгосударственного объединения. В контексте современных политических и экономических конъюнктурных изменений на странах — участницах БРИКС лежит большая ответственность в вопросах обеспечения продолжения устойчивого развития объединения через призму национальных интересов каждого входящего в объединение государства.

БРИКС сформировалось на основе «оси» Россия-Китай. Индия изначально из-за некоторых противоречий с Китаем в объединении занимала сдержанную позицию, однако расстановка сил изменяется – Дели явился инициатором создания Банка развития БРИКС. «Бразилия и ЮАР пока видят в БРИКС инструмент для получения поддержки собственной финансово — экономической политики»[1].

Принципы БРИКС были отражены в Саньянской декларации, принятой в 2011 г. и состояли в: прагматизме, открытости, взаимности, не блоковом характере и солидарности[2]. Преднамеренно был сделан акцент на отсутствии у БРИКС стремления закрыться и соблюдении «принципа ненаправленности против третьих сторон».

На Деловом форуме в 2011 г. был выдвинут тезис о создании новых центров и точек отсчёта в посткризисном мире. Все страны — участницы объединения признали обоюдную заинтересованность в деле создания условий для восстановления и развития, а затем подъёма мировой экономики посредством торговой и экономической кооперации.

В Нью-Дели в марте 2012 г. прошёл IV саммит БРИКС, на котором ещё раз были провозглашены принципы долговременного доверия и планирования как факторы, обеспечивающие эффективное взаимодействие.

По итогам V саммита БРИКС в марте 2013 г. была принята Этеквинская декларация и одноимённый план действий. Единая цель БРИКС была определена как помощь миру, устойчивости, прогрессу и синергизму[3]. Статья 22 гласит: «Мы привержены делу построения гармоничного мироустройства, опирающегося на прочный мир и общее процветание, и вновь подтверждаем, что XXI век должен стать веком мира, безопасности, развития и сотрудничества»[4].

В июле 2014 г. VI саммит БРИКС прошёл в Форталезе. Было много приглашённых гостей – государства Латинской Америки. В ходе работы главы государств – участниц объединения приняли одноимённую декларацию и соответствующий план действий. Главным же итогом саммита было создание Банка развития с уставным фондом в 100 млрд долларов; все 5 стран внесут равную сумму средств. С каждым годом встречи глав государств затрагивают более широкий круг проблем, например, на последнем саммите обсуждались вопросы культурного взаимодействия, занятости населения, кадровой политики. «Именно благодаря твёрдой позиции России и Китая в Совете Безопасности ООН, поддержанной другими участниками БРИКС, нам удалось сплотить большинство участников международного общения, имею в виду и Евросоюз, и Соединённые Штаты, и удалось предотвратить иностранное военное вторжение в Сирию, добиться уничтожения сирийского химического оружия»[5], — заметил в данном контексте В.В. Путин.

Отличительная черта БРИКС от других альянсов заключается в форме взаимодействия его участников – это не просто национальные государства, но цивилизации. Таким образом, на мировой арене появился новый субъект взаимоотношений, что, в свою очередь, явилось важной ступенью в деле становления новых принципов международного порядка.

БРИКС – объединение нового типа, на которое возложена миссия по выработке и внедрению новых начал в мировом регулировании, создание принципиально новой концепции мировых отношений, при которой национальные разногласия отойдут на второй план, уступая место вопросам формирования стабильной системы межгосударственного сотрудничества в контексте мировых экономических изменений.

БРИКС – беспрецедентная возможность создания новой модели международных отношений, при которой Восток и Запад наконец смогут слиться воедино хотя бы в вопросах конструктивного экономического сотрудничества между странами — участницами.

Первостепенной задачей БРИКС сегодня является укрепление своих позиций на международной арене, совершенствование связей в различных направлениях внутри объединения. Преждевременно говорить о расширении объединения, внутри которого сосредоточены разные цивилизационные общности, которые пока, в силу ряда существующих магистральных проблемных вопросов, не вступают в противоречие между собой.

Основными формами взаимодействия членов БРИКС являются саммиты, в рамках которых сложились определённые механизмы и процедуры сотрудничества и широкого гуманитарно-экономического диалога.

Существование БРИКС обусловлено отсутствием непосредственной конкуренции на мировых рынках стран- участниц, а также солидарностью по многим вопросам международной политики, — ни Россия, ни Китай не согласны с гегемонистской позицией США, в данном вопросе постоянных членов Совета Безопасности ООН поддерживают партнёры по БРИКС.

С решениями БРИКС не может не считаться остальной мир, ведь в совокупности БРИКС составляет 25 % суши, 43 % населения.  Различные мировые аналитические агентства отмечают, что к 2050 г. суммарно экономики стран объединения превысят по размеру общий размер экономик стран «G7»[6]. В руках БРИКС имеется возможность создания принципиально новой финансово-экономической архитектуры мира, в основе которой будет лежать новая резервная валюта, расширение добычи энергоресурсов, сотрудничество в рамках G-20.

БРИКС делает первые шаги на пути к институализации и организационному строительству, которые в конечном счёте должны привести к формированию полноценного союза государств на международной арене. Безусловно, России в данном союзе предопределена роль лидера, который должен внести, в первую очередь, интеллектуальную лепту в деле разработки длительной стратегии совершенствования БРИКС.

[1] Толорая Г.Д. БРИКС: шанс изменить миропорядок? Мир перемен, №3, 2011.

[2] Саньянская декларация (г. Санья, о. Хайнань, Китай, 14 апреля 2011 года) URL: http://www.nkibrics.ru/pages/summit-docs (дата обращения 23.03.2015).

[3] Этеквинская деклрация (г. Дурбан, ЮАР, 27 марта 2013 года) URL: http://news.kremlin.ru/ref_notes/1430 (дата обращения: 24.03. 2015).

[4]Этеквинская деклрация (г. Дурбан, ЮАР, 27 марта 2013 года) URL: http://news.kremlin.ru/ref_notes/1430 (дата обращения: 24.03. 2015).

[5] Выступление на встрече лидеров Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР в расширенном составе (г. Форталеза, Бразилия) URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/46229 (дата обращения: 25.03. 2015).

[6] Фитуни Л., Абрамова И. Закономерности формирования и смены моделей мирового экономического развития // Мировая экономика и международные отношения, 2012, № 7.

 

Поделиться: